Кравчук Ю. А.
ГРЕКИ, БОГИ И ОЛИМП
 

АФИНА - САМА МУДРОСТЬ И ДОБЛЕСТЬ

Не часто бывало, чтобы царская чета, Зевс и Гера, были едины в своём отношении к происходящим событиям. Единодушны, на редкость, они оказались в отношении к появлению на Олимпе Афродиты. Нет, они не высказывали вслух своего недовольства. Более того, Зевс опекал красавицу, и дал понять коллегам, что в обиду её не даст никому. Мало того, что красавица, она ещё и неопытна! Поступок названного брата Посейдона он вслух оценил, как чудо, явленное на радость миру.
Но дух соревнования, желание во всём быть первым и лучшим, заставил его думы направить на поиск ответного хода. Он даже гневаться перестал, и над землёй не слышно было, какое-то время, раскатов божественного грома.

Последнее время думы Зевса были заняты понятием, что такое Мудрость. Он начал разочаровываться в том, как они, боги, под его руководством осуществляли его замысел о Пантеоне Бессмертных и Мудрых. Их жизнь стала казаться ему пустой, занятой бессмысленными спорами и ссорами между собой, и вмешательством в такую же мелочную и пустую жизнь людей. Но, если для людей он видел оправдания, им нужно было кормиться и плодиться, то для богов суетность и леность была ни чем не оправданна. А делать им, вроде бы, было нечего. Они опустились к людям и стали ими понукаемы, их просьбами, их распрями и хворобами. Так в чём же он мог увидеть и понять Божественный Промысел? Ему не хватало Мудрости. И, вдруг, он понял, что Мудрость в Гармонии и Красоте. Эта мысль жгла его. Он не знал, как это выразить. Явление Афродиты подсказало решение. В ней была только красота. А Мудрость должна быть прекраснейшей, не только внешне, Женщиной! И в ней должны сочетаться лучшие качества - доброта, любовь и справедливость. И ещё, Мудрость должна была быть сильной и воинственной!

В голове Зевса зрел образ. Он уже был им зрим и болезненно осязаем.

Гера тоже хвалила властителя вод, восхищалась красотой Афродиты, взялась ей покровительствовать, но в душе у неё появилась затаённая обида, на себя, мужа и несправедливость Судьбы. Всё это время после появления на Олимпе Афродиты Гера внимательно наблюдала за Зевсом. Она знала про все его похождения, которые он не очень и скрывал. Знала она и то, что за этими связями с богинями, а мало, кто из "божественных дам" избежал объятий царя, и женщинами из смертных, стоит не просто похоть, а он пытается найти своё продолжение. Не наследие и передача власти его волновало, а присутствие мудрого достойного помощника рядом с собой. Он знал всю предысторию божественного племени, и не верил в возможности его плодотворной работы. Нужны были новые качества и образ мысли богов. Зевс не случайно стал царём Олимпа. Его опыт говорил ему, что времена таких, как олимпийцы проходят. Они предоставлены самим себе, и имеют непосредственный контакт с Высшим Творцом Создателем через Планетарного Духа Земли, каковым являлась Гея. А она тоже не обладала необходимыми качествами и полномочиями, чтобы руководить эволюцией человека. Зевс был мучим идеей земной Мудрости. И Гера догадывалась об этом, чувствовала своей божественной женской прозорливостью.

Долгое время в голове царя Олимпа формировался божественный образ Мудрости. И он материализовал его (тоже не без участия Эрота) в виде прекрасной женщины воительницы - Афины. Зевс сумел обставить явление на Олимпе новой богини очень эффектно. Она появилась из-за его, сидящей на золотой скамье фигуры, под звуки небесных фанфар в ореоле солнечного сияния. Никому ничего объяснять не пришлось. Олимпийцы всё поняли сразу сами. Они были в удивлении, в недоумении. Совсем недавно им пришлось принять в свои ряды прекрасное творение фантазии Посейдона. И, вот!.. Не было ни восхищённых восклицаний, ни удивлённых вопросов, ни поздравлений, как было при появлении Афродиты. Зевс, молча, показал на свободное место справа от себя, и Афина заняла его с достоинством и спокойствием, навсегда!

Она с самого своего первого дня всё знала и всё умела. Её не надо было учить, она сама начала учить, не богов, конечно, а людей. Это было не ново для Олимпа, учили по желанию своих любимцев или любовниц, подсказывая в ночи или являясь в образах мудрых старцев или старушек. Это были игры, скорее заигрывания с людьми. Афина же стала давать людям умения и навыки в ремёслах - гончарного дела, плотницкого искусства, ткачества. Она всё могла и всему учила. Особое внимание и заботу она уделяла героям, спасая их в нелёгких ситуациях. Много было их - Персей, Геракл, Ясон, Беллерофонт, Одиссей. За это греки прозвали её - Сотейра (Спасительница).

В эллинском мире Афина стала самой почитаемой и любимой богиней. Ей ставили храмы везде, и они были самыми красивыми и величественными. Её именем стал называться один из красивейших городов Эллады Кекропия. По греческой легенде в споре за покровительство этим городом с Посейдоном Афина, топнув ногой, родила первое масличное дерево. И бог моря уступил ей, мудрой и величавой. И город стал носить её имя, гордиться им. Город построил в своём акрополе величественный храм, который в честь Афины был назван Парфеноном. Парфенос - Дева, так величали афиняне свою богиню.

Её божественная девственность не подвергалась эллинами сомнению.

Трудные времена были у Афины во время Троянской войны. Она с самого начала была на стороне ахейских героев. Её мудрость говорила ей, что Троя должна пасть, хотя поклонялись в городе тем же богам Олимпийцам. Но время этой могучей державы было сочтено, и Мойры говорили об этом, не скрывая. Только гиперборейские боги - Аполлон, Артемида, да буйный Арес не хотели с этим смириться. Афине приходилось выдерживать споры с ними, и разрушать их тайные козни. Десять лет она прикрывала своим щитом ахейских героев в их схватках с троянцами. Но Судьба каждого была предопределена, и этого отменить было нельзя. Она дала волю своим слезам и гневу, когда решилась Судьба Ахиллеса. А Одиссея она ещё долго вела по дорогам и волнам его Судьбы. Афина знала, что этот герой должен был дать миру того, кто объединит дорийцев и приведёт их на земли Эллады, чтобы через века продолжить в новом качестве классическую цивилизацию. Много позже Афина привела к подвигу и вечной славе ещё одного своего любимца, царя Леонида. А потом она своим покровительством помогла покрыть себя славой на тысячелетия царя Александра Македонского. Она вела его от победы к победе. И она же приняла его последний вздох, повинуясь неотвратимой Судьбе. Слава героев Эллады была и её Славой, но об этом знали только посвящённые.

Слава славой, но не за покровительство воинским подвигам эллинов богиню чтили и прославляли. Афина своей мудростью строила тот классический мир, который в будущем должен был сделать мудрость своим главным достоинством. Она понимала, что этот процесс очень труден и длителен. И она готова была пройти его с Человечеством до конца.

продолжение




 
 
счетчик посещений

дизайн и разработка    
студия Master A.  ©  

 
Free Web Hosting