Кравчук Ю. А.
ГРЕКИ, БОГИ И ОЛИМП
 

ОЛИМПИЙСКИЙ МАСТЕРОВОЙ ГЕФЕСТ

Мы уже знаем, что родила Гефеста, скорее даже произвела его, Гера. Она не носила его в своём чреве, а материализовала в таком образе свою обиду на Зевса за Афину. Эрот вложил в него бессмертную человеческую Душу. Вопрос, кто такой греческий Эрот, мы оставим без ответа, может быть пока. Таким образом, Гефест стал вторым после Афины богом, рождённым на Олимпе. Что там не совсем хорошо получилось у его матери, то ли ноги, то ли он не совсем был божественно совершенен, оставим греческим сказаниям. Они говорят о трудном детстве Гефеста.
Мы же знаем, что детства у него не было вообще. Мать его произвела взрослым, но такого умственного багажа, как дал Зевс Афине, она не сумела ему вложить. Поэтому Афина и стала учить "новорождённого" олимпийца, и дала ему такие умения, которых у других богов не было. Афина мудро, постепенно, переделывала Олимп, делала его более совершенным, соответствующим эпохе становления новой цивилизации человечества. Гефест был её помощником и единомышленником. Надо отдать должное Зевсу, он не мешал им, даже кое в чём помогал. Афродита, так же порождённая олимпийским богом, то есть близкая по происхождению Афине и Гефесту, вскоре тоже повела с ними дружбу. К Гефесту у неё возникла "почти братская любовь", а он её задаривал редкими по красоте и оригинальности своими изделиями. Однако идиллией их отношения нельзя назвать. В обстановке интриг на Олимпе они фактически тоже интриговали каждый по-своему. Их олимпийское божественное общество переживало очень сложный период.

Так уж получилось, что Гефест стал мастером-рационализатором и изобретателем, а греки считали его повелителем огня и вулканов, и кузнецом, божественным кузнецом. В развитии человечества начинался новый этап "технического пути", который привёл его к тому, что имеем на сегодняшний день. Те достижения, которые имели люди предыдущих эпох, ушли вместе с ними в небытие, и были напрочь забыты. Только в некоторых храмах разных народов жрецы ещё сохраняли древние знания, но их применение постепенно теряло смысл и забывалось. Новая эпоха несла новые требования, и Гефест был проводником этого прогресса.

Это он придумал и изготовил первый в мире трон - кресло для своей матери. В их божественном мире они не знали усталости, и смысл такое сооружение сразу стало иметь, как место триумфа-почёта. К сожалению, божественный хитрец-изобретатель не подумал, что оно станет и местом зависти и тщеславных, чаще всего, тайных желаний. Но не совсем уж бесхитростный Гефест быстро сообразил, что нельзя обойти вниманием Зевса. Он торжественно объявил о своей любви к матери, и этим объяснил первоочерёдность такого подарка.

Зевс, как бы нехотя, взошёл на своё кресло уже на следующее утро. Вскоре царь богов понял, что, вот так сидя выше других, повелевать приятнее и легче. Всем прочим богам приходилось сидеть на скамьях. С этого и повелось у человеческих правителей-царей "восходить на трон", а "прочих" держать ниже, сидя или стоя.

Вот так, стараниями преданных искусников, зачастую без задних мыслей, демократизм отношений в коллективе переходит в возвеличивание вождей и создание диктатуры, простейшей операцией - созданием ступеньки, которая приподнимет над всеми одного, пусть даже не самого лучшего и высокого. Обычно, для этого создаётся некая ситуация, происходит нечто, вроде бы и не выходящее за рамки обыденного, но всё меняется, и начинает развиваться по другому сценарию.

Жизнь Гефеста после этого действа заметно изменилась. Он теперь работал прямо здесь на Олимпе, и от заказов отбоя не было. Богам, а за ними и героям стало необходимо иметь, сделанное Гефестом, кому доспехи, кому блестящие как солнце зеркала. Богини, вдруг, приохотились к украшениям. Гермесу, доверенному посланнику Зевса, понадобились золотые крылатые сандалии. Самому Зевсу он выковал чудесный скипетр, и в придачу символические "молнии" из серебра, которыми царь отмечал свои удачные дела и победы. Аполлону потребовалась изящная золотая тиара. Даже Артемида захотела украсить золотом наконечники своих стрел, которыми она никогда не пользовалась. И ещё много всяких мелочей он делал походя, не вкладывая в них старания и души. Но всё у него получалось идеально. Одна Афина ничего ему не заказывала. Это, почему-то, обижало Гефеста, и он ломал себе голову, чем бы таким удивить мудрую богиню. И придумал. Он изготовил из золота изящную ветвь, с тонкими малахитовыми листочками и тёмно коричневыми, почти чёрными, блестящими плодами из оникса. Этот подарок так понравился Афине, что она дала жизнь чудесному произведению Гефеста. До той поры на Земле ещё не росли оливы. Так он стал автором-отцом лучшего создания земной флоры, которое уже много тысячелетий служит человечеству.

Одно дело работа Гефеста в "тонком олимпийском мире", в той его мастерской, где он изготовлял "игрушки" для своих собратьев богов. Совсем по-другому всё обстояло с его деятельностью среди людей. Он много времени проводил в материальном телесном состоянии, и про это говорят мифы и легенды. Его мастерская была на Сицилии в пещере непосредственно соприкасающейся с вулканом Этна. Доспехи, которые он ковал для героев по заказу богинь, их покровительниц, "чудесным образом" они находили в разных местах. Видимо, это послужило основой многих сюжетов в европейских эпосах о чудодейственном оружии, которое нужно было заслужить и найти. Вспомните про "меч кладинец" разных сказок. Из-под его рук вышел щит Геркулеса и доспехи Ахилла. Заметьте, щит и доспехи, но не меч. Оружия, поражающего людей, Гефест не делал, только защиту. Не для войны он изготовил и первый двусторонний топор. Реалии войн среди людей олимпийцы признавали, но помогать убийству они не могли себе позволить. Мифы эллинов приписывали богам то, чего они не делали, в оправдание собственных человеческих пороков.

продолжение




 
 
счетчик посещений

дизайн и разработка    
студия Master A.  ©  

 
Free Web Hosting